-
-
Автор: Зотова Татьяна Владимировна
-
Категория: Зотова Татьяна Владимировна
Тема урока «Колебательный контур».
Класс — 9.
Продолжительность – 40 минут.
Цели урока:
- обучающие: ввести понятия: “электромагнитные колебания”, “колебательный контур”; показать универсальность основных закономерностей колебательных процессов для колебаний любой физической природы; показать, что колебания в идеальном контуре являются гармоническими; раскрыть физический смысл характеристик колебаний;
- развивающие: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике; формирование умений оценивать достоверность естественнонаучной информации;
- воспитательные: воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма проведения: мозговой штурм, самостоятельная обработка информации.
Раздаточный материал: лист оценивания, электронная таблица «Расчеты», интерактивный тест.
Оборудование: ноутбуки – один на пару обучающихся.
Ход урока
- Организационный момент
Пояснить, что находится на партах у обучающихся:
- Лист оценивания.
- Задания для практики.
- Папка на ноутбуке с заданиями и необходимой информацией.
Урок пройдет в форме ЗУМ – Знаю – Умею – Могу.
- Актуализация опорных знаний. Постановка цели и задач урока.
Блок «Я знаю»
Вот уже много уроков мы разбираемся с вами с разными видами колебаний и волн, которые нас окружают.
Давайте вспомним, что мы знаем о них:
Что такое колебание? | Периодически изменяющееся движение |
Какими бывают механические колебания? | Свободными или вынужденными, затухающими или незатухающими |
Какими свойствами должна обладать система для того, чтобы в ней могли возникнуть свободные колебания? | В колебательной системе должна возникать возвращающая сила и происходить превращение энергии из одного вида в другой, трение в системе должно быть достаточно мало |
Назовите системы, в которых возникают механические колебания. | Математический и пружинный маятники |
Что заставляет механические часы работать? | Колебательный механизм |
Что такое механическая волна? | Возбужденное колебание |
Что такое электромагнитная волна? | Взаимноперпендикулярные силовые линии электрического и магнитного поля E и B |
Что является источником электромагнитных волн? | Ускоренно движущаяся заряженная частица |
Кто из ученых получил и зарегистрировал электромагнитную волну? | Генрих Герц |
Что такое конденсатор? | Это устройство, предназначенное для накопления заряда и энергии электрического поля |
Зачем нужна катушка индуктивности? | Для создания магнитного поля |
А теперь вспомним необходимые нам формулы: |
Как определить период маятников в механических колебательных системах? | Формулы Т |
Как обозначается конденсатор и катушка индуктивности? | Нарисовать |
Как найти энергию электрического поля — конденсатора? | W=CU2/2 |
Как найти энергию магнитного поля? | W=Li2/2 |
Как возникают свободные механические колебания? | Когда тело выводят из положения равновесия и отпускают |
Как возникают свободные электромагнитные колебания? | Проблемный вопрос Не знаем!!! |
Как определить период в электромагнитных колебательных системах? |
Лист оценивания
Что сегодня нам необходимо выяснить на уроке?
- Как возникают электромагнитные колебания
Какие задачи мы поставим:
- Узнать о новом устройстве, которое получает свободные электромагнитные колебания.
- Узнать формулу периода электромагнитных колебаний.
- Научиться отвечать на новые вопросы и решать задачи.
Итак, мы готовы к изучению нового материала?
Эпиграфом к уроку я выбрала слова известных творческих людей, хотя жили они в разных эпохах, но их слова являются до сих пор актуальными:
«Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо подумать сообща», Борис Васильев (русский советский писатель и сценарист).
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью», Лев Николаевич Толстой (русский писатель и мыслитель).
- Работать в основном будете самостоятельно, в парах.
Начинаем…
Радиовещание (т. е. передача звука) осуществляется посредством электромагнитных волн, излучаемых антенной радиопередающего устройства. Значит, для того чтобы антенна излучала электромагнитные волны, в ней нужно возбуждать колебания свободных электронов.
- Как можно получить электромагнитное колебание?
Видеоролик «Колебательный контур»
Итак, в электрических цепях, так же как и в механических системах, таких как груз на пружине или математический маятник, могут возникать свободные колебания. Сегодня мы приступаем к изучению таких систем.
Тема сегодняшнего урока: “Колебательный контур”.
- Изучение нового материала – самостоятельная работа в парах за ноутбуками.
Блок «Я умею»
- Учитель объясняет:
Сегодня мы рассмотрим, почему в колебательном контуре происходят колебания и как возникают электромагнитные колебания. Что же такое электромагнитные колебания?
Электромагнитные колебания – периодические изменения электромагнитных величин (электрического заряда, силы тока и напряжения)
Простейшая система, в которой могут возникать свободные электромагнитные колебания, – колебательный контур. Он состоит из конденсатора и катушки, которая присоединена к его обкладкам.
Колебательный контур – система, состоящая из конденсатора и катушки, присоединённой к его обкладкам.
- Самостоятельная работа обучающихся с учебником, дополнительным материалом и таблицей на ноутбуках.
Задание: заполнить таблицу, изучив необходимый материал.
- Объяснение кем-то из пар обучающихся стадий колебательного процесса в контуре.
Итак,
в колебательном контуре происходят колебания заряда, силы тока и напряжения. Причиной является наличие в контуре катушки индуктивности. Процесс зарядки и разрядки конденсатора не происходит мгновенно, а через некоторый промежуток времени. Каждую четверть периода происходит превращение энергии электрического поля в энергию магнитного поля, и обратно.
А от чего же зависит период колебаний в колебательном контуре?
Формулу для определения зывисимости периода электромагнитных колебаний была выведена английским физиком Уильямом Томсоном в 1853 году.
Период колебаний – время одного полного колебания
|
| T = 2 | |
= с
- Исследование зависимости периода от C и L — работа с ноутбуками.
- Выводы из задания — объяснение кем-то из пар обучающихся.
Выводы: чем больше индуктивность (или емкость), тем больше период. Прямая зависимость.
Лист оценивания
- Подведение итогов урока – тест
Блок «Я могу»
Лист оценивания
- Рефлексия
Выводы из урока
Заслушать высказывания обучающихся по достигнутым задачам.
- Домашнее задание: § 45 (читать), выучить периоды контура