С января 2015 года Учреждение реализует Проект «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве МОБУ ЦО», направленный на разработку и создание условий для перехода к инклюзивному обучению, введению ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также формирование модели инклюзивного образования, исключающей любую дискриминацию детей, обеспечивающую толерантное отношение ко всем участникам образовательного процесса. Реализация проекта рассчитана на 3 года.
Исходя из поставленной цели, определены задачи подготовительного этапа (январь — декабрь 2015 года):
- Создать базу данных о детях с ОВЗ и педагогических работниках, включённых в процесс инклюзивного образования.
- Формирование комфортной образовательной среды.
- Разработать нормативно – правовую, программно – методическую базу организации инклюзивного образовательного пространства.
- Разработать индивидуальные коррекционно – образовательные маршруты и методические требования к условиям организации обучения.
- Создать условия для повышения квалификации педагогических работников по вопросам организации инклюзивного образования.
- Создание инклюзивных классов (групп). Определение принципа формирования.
- Информационно-просветительская работа со всеми участниками образовательного процесса
- Психологическая подготовка педагогического коллектива и обучающихся.
Промежуточные результаты за период с января по июнь 2015:
- Создана база данных о детях с ОВЗ и педагогических работниках, включённых в процесс инклюзивного образования.
- Проведены школьные психолого-педагогические консилиумы с целью:
- отслеживания динамики развития детей с ОВЗ, выработки коллегиальных решений для представления детей с ОВЗ на городской ПМПК (май 2015);
– создания условий для оказания индивидуальной психолого-педагогической поддержки детям-инвалидам и имеющим ограниченные возможности здоровья (консультативная работа с родителями);
— разработки индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы с обучающимися на 2015/2016 учебный год (разработка: 10, 15 июня, утверждение – август 2015).
3. Обследование детей с ОВЗ на городской ПМПК. 44 ребёнка обследовано, им определены образовательные маршруты в соответствии с их реальными достижениями.
4. Аналитическая деятельность включала:
- анализ кадрового состава. Существует необходимость в увеличении штатов: учитель – логопед, педагог-психолог, дефектолог. Курсовую подготовку по вопросам инклюзивного образования необходимо пройти более 60% педагогов.
- разработана система мониторинга процессов развития инклюзивного образования в МОБУ ЦО, включающая компоненты, критерии и показатели формирования модели инклюзивного образования в условиях образовательной организации, МОБУ ЦО;
- проведён мониторинг динамики развития обучающихся с ОВЗ учителями начальных классов, учителями-предметниками по преподаваемым предметам (изучали уровень и характеристику обученности), а также по критериям и показателям, напрямую связанным с компетенциями, жизненно значимыми для обучающихся с ОВЗ).
5. Методическая работа:
Представление Проекта «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве МОБУ ЦО» на методическом Совете (согласование, декабрь, 2014); на городском семинаре «Организация учебно-воспитательного процесса в инклюзивной образовательной организации» (24.04.2015), родительской общественности через деятельность организованной «Гостиной для родителей».
Информирование педагогического коллектива о Проекте, в том числе ФГОС ОВЗ через методические объединения, педсовет (апрель-июнь).
Консультирование педагогов о выборе тем по самообразованию в рамках реализации Проекта.
6. Вовлечение детей с ОВЗ и их родителей во внеурочную деятельность.
Обучающиеся классов интегрированного обучения приняли участие в «Дне творчества», посвящённом Дню семьи. Обучающиеся 6–7 классов по индивидуальным адаптированным основным образовательным программам приняли участие в конкурсах рисунков «Да здравствует Великая Победа!»; 1 человек занял 3-е место в конкурсе чтецов «Факел Победы» (школьный уровень).
Дети разных возрастов с ОВЗ участвовали в акции по посадке деревьев «Фамильное дерево».
7. Проведённый опрос родительской общественности показал, что родители, воспитывающие детей с ОВЗ и обучающие их в МОБУ ЦО (по месту жительства, и не по месту жительства) по различным вариативным формам, – индивидуально на дому, на дому с возможностью посещения учебных и внеурочных занятий в школе, в классах интегрированного обучения удовлетворены качеством предоставляемых услуг, эмоциональным состоянием своих детей; менять или переводить детей в другое учреждение по месту жительства они не собираются.
8. Заказано оборудование для сенсорной и игровой комнат, которые планируем открыть в сентябре 2015 года. Направлена заявка в министерство образования и науки Амурской области от 24.04.2015 на предоставление субсидии для создания в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, в том числе создание универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа и оснащения общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием.
9. Предстоящая работа, проблемы:
- составление индивидуального плана коррекционно-развивающей работы с каждым обучающимся;
- внесение дополнений в нормативную базу, локальные акты МОБУ ЦО в части организации учебно-воспитательного процесса, социализации обучающихся с ОВЗ;
- формирование классов и групп (варианты инклюзивного обучения);
- предстоит серьёзная работа по разработке адаптированной программы учреждения на 2015/16 учебный год (сложная работа, т. к. много детей с разными нарушениями: от задержки психического развития до сложных, смешанных диагнозов) — до 25.08.2015